Пенсионное обеспечение имеет огромное влияние на экономику страны. Главной его целью является обеспечить заработанный человеком уровень жизни путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем, вся текущая деятельность любого сколько-нибудь серьезного учреждения, а тем более такого сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд, непосредственно зависит от того, насколько четко, в соответствии с нормативно-правовой базой, были определены соответствующие параметры, которые определяют корректность определения права и расчетов.
Демографическая ситуация в Украине сегодня такова, что на одного человека преклонного возраста приходится один работающий: количество пенсионеров в 2013 году достигло 13.5 млн. чел. Солидарную систему пенсионного обеспечения, которая на сегодня функционирует в Украине, «лихорадит» в связи со стремительным ростом числа пенсионеров. Кроме того, нормативно-правовая база, которая регулирует на сегодня пенсионное обеспечение, настолько громоздкая и сложная, да порой и противоречивая, что человеческий мозг не в состоянии понять логику некоторых ее положений. Специалисты Пенсионного фонда «задыхаются» от объема информации, которую необходимо использовать в повседневной работе. Причем, права на ошибку они не имеют, так как это влечет за собой серьезные административные последствия из-за переплат/недоплат в назначенных пенсиях. Ежемесячно специалисты Фонда назначают в среднем около 50 тыс. пенсий и проводят около 160 тыс. перерасчетов. Ситуация усложняется еще и тем, что сроки осуществления процесса назначения пенсий строго регулируется нормативными актами.
Автоматизировать процесс назначения, перерасчетов и выплат пенсий призвана специализированная информационная система Пенсионного фонда Украины.
В Пенсионном фонде Украины, на сегодня, функционирует такая автоматизированная система, введенная в эксплуатацию еще в 90-х годах прошлого столетия, и на текущий момент технологически устаревшая.
Одним из ключевых недостатков действующей системы является то, что она не централизованная. В связи с отсутствием полноценной централизованной базы данных пенсионных дел невозможно осуществлять контроль в режиме реального времени за процессами назначения, перерасчетов и выплат пенсий, движением пенсионных средств, недопущением злоупотреблений и предупреждением ошибок. Вследствие локализации баз данных о пенсионерах в территориальных управлениях Фонда, невозможно обеспечить надлежащую защиту этой информации (последние события в Крыму подсказывают логику физического контроля за базами данных на уровне центрального аппарата), получение оперативных статистических, аналитических данных, эффективно планировать пенсионные расходы.
Отсутствие в существующей системе оперативного контроля за недопущением дублирования пенсионных выплат, является не только причиной задержки законодательно установленных сроков назначения пенсии, но и может быть причиной несанкционированных выплат (переплат), которые даже в случае обнаружения их специалистами ПФУ, требуют дальнейших затрат на осуществление возмещений.
Учитывая:
- Постоянное увеличение общих объемов информации в пенсионной сфере;
- Растущую сложность пенсионного законодательства;
- Необходимость повышения эффективности процессов пенсионного обеспечения, защиты информации, аналитической работы и прогнозирования, предотвращения злоупотреблений и переплат;
- Необходимость предоставления гражданам современных информационных сервисов, развития элементов электронного управления, оказания электронных услуг;
- Наличие в Пенсионном фонде действующей современной технологической платформы - Интегрированной комплексной информационной системы (ИКИС ПФУ), которая является платформой для создания и функционирования большого количества прикладных функциональных подсистем (подистема персонифицированного учета страховых взносов, реестр застрахованных лиц, реестр страхователей, подсистема назначения и выплаты пенсий некоторым категориям граждан и т.п.).
Руководством Пенсионного фонда было принято решение о создании новой Централизованной автоматизированной системы назначения и выплаты пенсий в Web-ориентированной архитектуре на платформе ИКИС ПФУ.
Внедрение такой системы предоставит Пенсионному фонду следующие стратегические преимущества:
- Создание единой, централизованной, актуальной базы данных по вопросам пенсионного обеспечения как основы для мощного комплекса аналитической, статистической отчетности и прогнозирования;
- Исключение двойного назначения пенсий (на сегодня, в виду отсутствия централизованной базы данных, существует теоретическая возможность назначения пенсии одному лицу в различных районах/регионах);
- Предотвращение возможных злоупотреблений со стороны специалиста при назначении, перерасчете, выплате пенсий: обеспечит жесткий контроль соблюдения нормативно-законодательной базы, предупреждение ошибок, фальсификаций, злоупотреблений и т.п.;
- Использование единой информационной среды ПФУ, что позволит в процессе назначения/перерасчетов пенсий оперативно и прозрачно осуществлять технологический процесс;
- Возможность контроля за процедурами назначения/перерасчета пенсий на любом уровне системы предоставит эффективный инструмент управления пенсионными средствами в режиме реального времени на всех уровнях;
- Уменьшение сроков назначения/перерасчетов пенсий, затрат времени как граждан, так и специалистов Фонда, благодаря оперативному получению из баз данных ПФУ необходимой информации; контроль за сроками на всех этапах технологического процесса и на всех уровнях;
- Оперативное взаимодействие органов Пенсионного фонда между собой в процессе пенсионного обеспечения;
- Высокий уровень управляемости, оперативности доступа к необходимым данным, модификации, решения вопросов технической поддержки, защиты информации и персональных данных;
- Создание возможностей для аналитической обработки всего массива пенсионной информации на современном уровне, прогнозирования, своевременного предоставления отчетности как для внутреннего использования, так и для других органов государственной власти.
Важно отметить, что главной целью разработки новой системы является не просто создание централизованной системы с использованием современных информационных технологий (хотя это немаловажно).
Новая система – это новый подход к автоматизации технологических процессов, осуществляемых в ПФУ при назначении и выплате пенсий.
Система будет базироваться на следующих основных принципах:
- Принятие решения о праве на назначение/перерасчет пенсионных выплат должно осуществляться не специалистом по назначению пенсий, а системой в соответствии с разработанными в ней алгоритмами на основе действующих нормативно-законодательных актов и первичных документов, предоставленных пенсионером. Недопустимо, чтобы специалист устанавливал право на ту или иную пенсионную выплату. Он должен только ввести первичные данные, а система осуществит их контроль и определит наличие права на основе введенных данных. Это касается не только права на назначение пенсии, но и права на установление надбавок, повышений, доплат и т.п.
- Максимальная автоматизация ответственной работы ввода специалистом данных из первичных документов с помощью разработанных алгоритмов контроля как интерфейсных, так и технологических.
- Жесткий технологический контроль разрабатываются таким образом, чтобы не допустить пенсионных переплат, дублирование назначения пенсионных выплат и любых других злоупотреблений.
- Уменьшение нагрузки на специалистов ПФУ за счет максимальной автоматизации процессов, осуществляемых ими. Каждый этап разработки системы начинался с глубокого анализа проблем, с которыми сталкиваются специалисты ПФУ в повседневной работе, с целью учесть даже мелкие неудобства, которые могут привести к ошибкам.
Ожидается, что внедрение новой централизованной системы будет иметь существенный экономический и социальный эффект в масштабах всего государства. Прогнозируется уменьшение общей суммы пенсионных средств за счет устранения переплат, двойных начислений, ошибок, злоупотреблений и т.п. А это значит - снижение нагрузки на бюджет Пенсионного фонда.
На сегодняшний день программное обеспечение централизованной системы назначения и выплат пенсий в значительной степени уже разработано, проведены соответствующие региональные пилотные внедрения. Впереди - наиболее ответственный этап: запуск системы в эксплуатацию в масштабах всей Украины.
В последующих статьях я освещу некоторые дополнительные вопросы, возникающие при построении рассмотренной системы:
- Принципы реализации автоматизированного принятия решений о праве на пенсионные назначения и размеры пенсионных выплат. Наша цель – сделать работу специалиста по пенсионному обеспечению сервисной функцией, как операциониста в банке. Принимать решение о праве и рассчитать размер пенсии – это задача компьютерного алгоритма.
- Ведение базы данных электронных пенсионных дел. Система будет предоставлять возможность ведения электронного архива первичных документов. В перспективе - ведения полного пакета электронных пенсионных дел с дальнейшим отказом от хранения их в бумажном виде.
- Интерактивные услуги пенсионерам. Кроме формирования пакета стандартных документов о данных назначения/перерасчета пенсии, в системе планируется постоянное расширение предоставляемых интерактивных услуг пенсионерам. В частности, возможность получения ими выписок о размере начисленной пенсии, извещений о повышениях пенсионных выплат. Информация может предоставляться различными каналами, в том числе по электронной почте, через короткие сообщения на мобильный телефон.