Пресс-центр > Статьи и публикации > Эффективное использование государственных информационных ресурсов на примере базы данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины
Статьи и публикации
Эффективное использование государственных информационных ресурсов на примере базы данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины

Эффективное использование государственных информационных ресурсов на примере базы данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины

В условиях критического дефицита денег, Украина обладает бесценным потенциалом – интеллектом ее граждан. Плоды этого потенциала – в том числе и в достаточно высоком уровне развития IT в украинских органах власти.

 

Дефицит финансовых ресурсов можно использовать не только как предлог занять еще денег у запада, но и для очень критичной оценки того, как мы распоряжаемся тем, что и так имеем.

 

Сегодня я хотел бы обратить внимание на крайне низкую эффективность использования государственных информационных ресурсов.

 

Такие компании, как Google, Facebook, Oracle и многие другие зарабатывают огромные деньги на использовании и, в первую очередь, анализе тех массивов информации, которые они накапливают в процессе своей деятельности.

 

При хозяйском подходе к имеющимся информационным ресурсам страны можно развить очень много удобных гражданам и бизнесу электронных услуг, при этом государство еще и заработает.

 

В качестве примера можно привести базу данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины. Стратегический характер этого гигантского массива информации невозможно переоценить. Ведь в нем – информация о всех трудовых отношениях, о зарплатах, стаже более чем 30 миллионов людей за период с 2000 года. Очень важным является также тот факт, что информация в нем постоянно обновляется, а также существуют связи с другими базами данных ПФУ (например, реестрами страхователей, пенсионеров и т.п.).

 

Даже в задачах аналитических, прогнозных исследований эта информация используется лишь в малой степени от того потенциала, который в них заложен. Но в обществе существует значительный спрос на непосредственное использование данных персонифицированного учета.

 

Первыми в очереди желающих находятся банки. И это идеи, которые действительно лежат на поверхности.

 

Первая из них относится к проверке данных по кредиторам. Использование данных персонифицированного учета несет глобальную пользу всему обществу. Банки уменьшают риски кредитования, имеют возможность снизить ставки и повысить свою надежность, что важно для вкладчиков. Постоянное использование такой информации увеличивает ее достоверность, поскольку появляется дополнительный механизм выявления ошибок и фальсификаций, что крайне важно для каждого человека (на основании данных персонифицированного учета назначается пенсия) и государства (повышение дисциплины страхователей в вопросах перечисления страховых взносов и отчетности). Итак, наличие данных персонифицированного учета «на виду» является прекрасным механизмом обратной связи, стабилизирующей всю пенсионную систему как с точки зрения человека, так и государства.

 

Технические и организационные моменты реализации достаточно просты. Пенсионный фонд предоставляет сервис защищенного и протоколируемого обмена сообщениями (запросы банков, других клиентов такой системы и ответы Фонда). Весь обмен проводится с использованием электронной цифровой подписи, что делает легитимным и отслеживаемым такой документооборот. Клиенты системы подписывают с Пенсионным фондом соответствующий договор, в т.ч. пункты о исключительно целевом использовании информации. Рациональным выглядит взимание определенной платы за каждую транзакцию, что даст возможность государству еще и заработать на уже имеющейся информации и поддерживать техническую инфраструктуру сервиса.

 

Банки могут использовать информацию как при принятии решений по выдаче кредитов, так и организовывать сервисы доступа к данным персонифицированного учета, пенсионным делам для своих клиентов через сеть банкоматов, например.

 

Любая организация, требующая «справки о зарплате» (вплоть до консульств) теоретически может стать клиентом такой системы. Конечно, при строгом соблюдении всех нормативно правовых формальностей.

 

На сегодняшний момент кроме гигантского запроса банков на сервис информирования, имеет место и высокая степень готовности информационных систем того же Пенсионного фонда к выполнению такой задачи.

 

Единственное, что сдерживает прогресс, и сдерживает пока непреодолимо – это законодательная база. Норма закона о исключительно целевом использовании сведений персонифицированного учета не предусматривает возможности передачи таких данных для задач, описанных выше.

 

Естественно, мы не призываем открыть доступ «все для всех». И, естественно, баланс между приватностью и эффективностью использования информации должен быть соблюден.

 

Но пример западных стран показывает, что задачи, связанные с использованием бизнесом и гражданами информации из государственных баз данных – очень активно развиваются. Более того, именно решения такого класса составляют основу концепции «электронного правительства», когда государственная собственность, коей является и информация, активно используется для развития общества, а не запечатывается в бочки на «черный день».

 

Главнейшими препятствиями развития современной инфраструктуры партнерства государства и общества в информационной сфере являются противоречия между запросами общества и нормативной базой, а также пассивностью соответствующих чиновников.

 

Но учитывая интерес к такой тематике новой власти, в частности, Министра финансов Александр Шлапака, Министра экономики Павла Шереметы, будем надеяться на существенный и быстрый прорыв в сфере использования обширных информационных ресурсов государства на службе общества.

 

Алексей Бондарчук

Заместитель директора,  директор департамента проектов